• Словарь терминов капоэйра

    А
    Абада - Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)
    Агого - музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой
    Алуно - ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево-синего пояса
    Амазония - один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику
    Ангола - см. Капоэйра Ангола
    Анголейру - человек, играющий капоэйру Ангола
    Араме - Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных
    Армада - удар ногой с разворота ребром стопы
    Армада Дупла - вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
    Армада Пулада - армада в прыжке
    Армада ком Мартэлу - боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
    Аррастау - бросок с помощью рук и головы
    Атабак(е,у) - барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга
    Ау Аберту - колесо
    Ау Агули - рандат
    Ау Батидо - удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)
    Ау Дубрау - колесо с выходом через мостик
    Ау Жиратория - колесо с вращением
    Ау Кортаду - колесо, оборванное на половине движения
    Ау Понтэ Сэм Мау - колесо без рук с прогибом в спине в конце движения
    Ау Сэм Мау - колесо без рук
    Ау Фешаду - Ау с согнутыми перед грудью ногами
    Ау Флорис - бланш
    Ау Чибата - переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой
    Ау Эскусито - перевёрнутое ау
    Ау ди Коста - Ау назад, похожее на макаку
    Аше - чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

    Б
    Бакета - Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау
    Бананейра - нанесение ударов ногами, стоя на руках
    Банда ди Коста - подсечка-выбивание ноги партнёра
    Банда ди Френч - подсечка
    Батерия - оркестр капоэйра
    Батизаду - церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище
    Бенгела - один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
    Бенсу - прямой удар (наносится пяткой)
    Бенсу Пулада - прямой удар в прыжке
    Беримбау - Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.
    Бимба - мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна
    Бока ди кальса - бросок с обхватом за обшлаги штанов

    В
    Верга - Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех
    Вингачива - выталкивание плечом через бедро
    Винтем - Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий
    Виола, виолинья - Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации
    Во до Морсегу - удар-толчок 2-мя ногами в прыжке
    Вольта ау мундо - перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

    Г
    Галопантэ - удар ладонью
    Ганж - удар подошвой
    Градуадо - уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу
    Гримаш - палки для макулеле
    Гунга - Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)


    Д
    Джинга - покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, "раскачивающееся" передвижение во время поединка
    Джого - Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист
    Добрау - монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау
    Дону да рода - человек, ведущий роду
    Дубрау - монета для игры на беримбау
    Дэдэйра - удар пальцами в глаза

    Ж
    Жогу (жога) - игра, поединок
    Жоэляда - удары коленями

    И
    Иуна - ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

    К
    Кабаса - Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме
    Кабесада - удар головой
    Калоуру - человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой
    Камара - "друг", "товарищ" - так капоэйристы называют друг друга
    Камарадинья - восхваляющая песня
    Капоэйра - афро-бразильское боевое искусство
    Капоэйра Ангола - После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем
    Капоэйра Регионал - Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)
    Карибэ - прямой удар пяткой в Негачиве
    Кашиши - погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм
    Квадрос - см. Корридос и квадрос
    Кеда ди Гинч - перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища
    Кеда ди Кватро - отползание, уход назад на 4-х конечностях
    Кеда ди Трэс - защитная позиция сидя на носках
    Кешада - удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)
    Кокоринья - защитная позиция, полусидя на корточках
    Кордау - шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста
    Корпо фешадо - «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия
    Корридос и квадрос - Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола
    Круз - бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.
    Куадрас - Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором
    Кутавелада - удар локтём

    Л
    Ладаинья - Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

    М
    Макаку - движение похожее на фляк через руку
    Макулеле - танец с деревянными палками
    Маландражи - подлый обман; первая ступень в капоэйре
    Маландро - Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели
    Малисиа - коварство, изящество, хитрость, злость
    Малисья - хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра
    Манджингейру - колдун; человек, владеющий манджингой
    Мандинга - Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов
    Мандингейро - Человек, поднаторевший в мандинга
    Марипоза - вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости
    Мартэлу Ротадо - боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
    Мартэлу ди Жиру - боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
    Мартэлу ди Чау - боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
    Мартэлу ди Штрау - боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)
    Меа Луа Солто - вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)
    Меа Луа ди Компассо - удар пяткой с разворота с опорой на руки
    Меа Луа ди Френч - удар прямой ногой вовнутрь
    Меа Луа на Гинч - Меа Луа с "опусканием" в Кеда ди Гинч
    Медиа, медиум, медио - Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям
    Местрандо - уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу
    Местре - Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и белый пояс.Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.
    Мортал - сальто

    Н
    Негачива - нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй
    Негачива Ангола - ангольский вариант негачивы
    Негачива Дерубау - бросковая негачива

    П
    Пальма - прямой удар рукой
    Пандейро(у) - Бразильский бубен-тамбурин
    Пассо-а-дуас - Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу
    Патуа - Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов
    Паштинья - мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола
    Пиау ди Кабеса - вращение на голове
    Понтэйра - прямой удар
    Профессор - уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

    Р
    Райз - Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу
    Растейра - Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры
    Режионал(ь) - см. Капоэйра Регионал
    Резистенция - позиция на четырех опорах спиной вниз
    Реко-реко - трещётка
    Реложио - часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке
    Рода - По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки
    Рода ди Руа - уличная рода
    Роле - смена Негачивы через 4 опоры, вращение

    С
    Сальвэ - приветствие
    Сао бенто - ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами
    Секвенция - последовательность движений, их связка
    Сензала - Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств
    Синтура депрезада - Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений
    Соло - одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику
    Соло Рода - Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

    Т
    Телефон - удар 2-мя ладонями по ушам
    Тизора Ангола - скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами
    Тизора ди коста - заднее высекание ножницами
    Тизора ди френч - переднее высекание ножницами
    Токе - ритм, исполняемый на беримбау
    Трока ди кордас - "смена поясов", церемония присвоения нового пояса

    Ф
    Финта - обманное движение, заход на удар без выполнения удара
    Фолха Сека - сальто на одну ногу
    Формаду - выпускник школы капоэйра
    Фундаментос - Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

    Х
    Хаштэйра ди френч - передняя подсечка с опорой на руки

    Ч
    Чапа Байса - низкая чапа
    Чапа ди Жиру - чапа с разворота
    Чапа ди Коста - толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)
    Чапа ди Френч - толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

    Ш
    Шамада - вызов
    Шулас - Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

    Э
    Эс Добраду - комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау
    Эсквива диагональ - широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара
    Эсквива латерал - широкий шаг в сторону, уклон от удара

    Ю
    Юна - см. Иуна